социально психологическая драмаРекомендую фильм «Елена» (режиссёр – Андрей Звягинцев) людям, которые любят кино с глубоким смыслом. Эта социально психологическая драма очень реалистична и показательна. Она будет наглядна и полезна прежде всего для родителей, воспитывающих детей. Но смотреть её нужно под особым углом…

… После просмотра этого фильма я прочитала аннотацию к нему. «Фильм о классовом расслоении в современной Москве».  Но я, как человек системно мыслящий, увидела в этой картине совершенно другие смыслы.

«Елена» — психологическая драма об отношениях. Об отношениях родителей и их детей, об ошибках воспитания, страшных и неисправимых, о слепой родительской любви к своим детям и абсолютном безразличии к чужим – пусть даже это дети любимого человека… Это фильм о непонимании сущности денег, которое и привело к трагедии. Это фильм о фатальных ошибках, которых его герои так и не осознали…

Сюжет психологической драмы

Елена и Владимир вместе уже 10 лет. Владимир – пожилой обеспеченный человек, Елена – его жена, женщина средних лет. Супруги живут в шикарной квартире в полном изобилии. Они не очень близки, у них мало общих тем для разговоров, но им комфортно вместе. Возможно, Елена и Владимир даже были бы счастливы, если бы не одно «но». Это «но» — их взрослые дети.

Социально психологическая драма

Сын Елены — Сергей, инфантильный и пассивный диваносиделец. У него есть жена и двое детей, но он не несёт ответственности за обеспечение своей семьи. У него нет работы и каких-либо целей, стремлений. Сергей – продукт воспитания Елены, которая до сих пор продолжает «кормить его с ложечки». Елена – сверхзаботливая мама с анально-зрительной связкой векторов. Её гиперопека, чрезмерная забота о сыне – всё это привело к тому, что он вырос абсолютно неспособным позаботиться о себе, и тем более, обеспечить свою семью.

Каждый месяц Елена снимает свою пенсию и едет проведать семью сына. Сергей без зазрений совести принимает от матери деньги на содержание семьи, более того, он недоволен тем, что её богатый муж так жаден по отношению к нему.

Почесывающий живот Сергей любит выпить пивка и поиграть на приставке. Общение с матерью его интересует только в одном смысле – потребительском.

Сергей и его жена требуют от Елены, чтобы она попросила у мужа крупную сумму денег на обучение их сына (внука Елены) Александра. Мальчик ленив в учебе, не дисциплинирован и подвержен плохому влиянию улицы, но родители желают, чтобы он избежал службы в армии и поступил в институт (на платное отделение, конечно).

Для Елены сложно отважиться на разговор с мужем – он против того, чтобы она опекала взрослого сына. Владимир считает, что Сергей должен сам, как мужчина, заботиться о своей семье. Выслушав Елену, он заметил, что армия была бы отличной школой для юного Александра, однако Елена упрямо желает своему внуку «лучшего» (на ее взгляд).

Елену очень обижает то, что Владимир не желает слышать о проблемах её сына, а свою родную дочь Екатерину – черствую и эгоистичную молодую особу – балует и обеспечивает. Именно безусловная родительская любовь каждого из супругов к своему ребёнку и стала причиной конфликтов Владимира и Елены.

Сказать, что Елена не лучшего мнения о Катерине – ничего не сказать. Девушка кажется Елене худшим представителем человечества, не способным на любовь и малейшее сострадание. Елена не воспринимает Катю, да и у Кати нет мотивов быть понятной для жены своего отца.

Однако у отца с дочерью особые отношения.

Да, Владимир избаловал свою дочь. Да, она не озабочена тем, где взять деньги. Она принимает наркотики и алкоголь, она на самом деле эгоистична и бездушна, не способна к сопереживанию, состраданию. Катя – человек с огромными нехватками в звуковом векторе, человек, потерявший моральные и нравственные ориентиры. Она рассуждает о бессмысленности существования, бессмысленности продолжения человеческого рода. Отец-интеллектуал отчасти понимает размышления звуковой дочери, её внутреннее состояние. Владимир очень любит дочь, для него она – особенный человек, несмотря на все недостатки.

Для Кати отец – это близкий человек, с которым она может открыто поговорить, оставаясь собой.

— Откуда в тебе вот это вот… Ох…

— От верблюда, пап. Гены, наследственность. Гнилое семя. Мы все – гнилое семья, недочеловеки.

— Роди, воспитай других, попробуй, может у тебя получится.

— Других – это отличных от остальных? Пап, но таких же никогда не было и не будет. А экспериментировать в этой области что-то не хочется. Больно, затратно… и бессмысленно.

— Да что же у тебя всё бессмысленно? Дурацкие отговорки для того, чтобы не брать на себя ответственность.

— Пап, безответственно – это автоматически плодить себе подобных, заведомо больных и обреченных, потому что родители, мягко говоря, сами нездоровы и обречены. И делать это, руководствуясь лишь тем, что все так делают, потому что в этом есть некий якобы высший смысл, познать который нам, увы, не дано, потому что мы всего лишь исполнители высшей воли… «Г**но не может быть невкусным, потому что миллионы мух не могут заблуждаться»… Пап, скоро вообще конец света, если ты не в курсе…

— Знаешь, когда я тебя слушаю, как ни странно, я чувствую себя значительно лучше…

… Елена получает от Владимира отказ на свою просьбу о деньгах для внука. Женщине кажется несправедливым высокое положение Владимира и его дочери в сравнении с бедностью её сына. Кристально честная Елена, поддавшись слепому материнскому призыву опекать своих потомков, идёт на ужасное преступление…

Символьный ряд психологической драмы «Елена»

Фильм «Елена» как зеркало отражает наше ментальное понимание денег. Вернее, наше ментальное непонимание того, что такое деньги.

Владимир – состоявшийся человек. Он видит ошибки своей жены – ведь именно она создаёт условия для того, чтобы её сын всю жизнь сидел на диване, ожидая от нее финансовой помощи. Владимир пытается объяснить жене, что мужчине необходимо реализоваться и научиться кормить свою семью самостоятельно. Однако Елена обижается, не желает ничего понимать, — она видит отношение Владимира к своей непутёвой дочери, которой тот ни в чем не отказывает. Елене кажется, что ее сын гораздо лучше Екатерины, что его семья заслуживает большего, чем дочь ее мужа.

Елена, её сын и его семья не понимают сущности денег. Им кажется, что деньги берутся «из тумбочки». Им кажется, что у Владимира есть эта тумбочка, но он, плохой и жадный человек, не желает делиться с ними.

Владимир справедливо заметил, что внук Елены должен и сам прилагать усилия для того, чтобы пробиться в жизни, что армия для него была бы хорошей школой. Однако, Елена не слышит его – сама того не понимая, она делает все для того, чтобы вырастить из Александра подобие своего сына – безответственного, инфантильного мужчину, который привык к тому, чтобы ему всегда и всё подносили на блюдечке.

Владимир стал жертвой своей жены – жертвой её слепого и в какой-то степени безобразного желания заботиться и опекать своих потомков…

Фильм «Елена» — из тех, которые лучше смотреть наедине с собой, чтобы никто не мешал и не отвлекал. Эта психологическая драма – из тех, которые смотреть тяжело, но нужно. Глубокий, стоящий и системный фильм. Рекомендую.

В статье использованы материалы тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.